Что для русского привычно, для немца... книга
Кто такой Карл Шлёгель?
Карл Шлёгель — немецкий историк, поныне здравствующий. В годы нашего застоя он сумел быть одновременно западным резким интеллектуалом и советским прилежным студентом. Он изучал историю, философию и социологию в университетах Москвы и Ленинграда. И в те же годы был близок к леворадикальным, маоистским группировкам в Западном Берлине.
В 2010 году в издательстве РОСПЭН вышла книга «Постигая Москву» (в подлиннике книга называется «Читать Москву»). Это книга немосквича для москвичей и, как говорится, гостей столицы. Автор изучил и узнал Москву так, что ему заведуют здешние краеведы. Кроме того, это еще исторически забавная книга — приключения экзотического фрукта, угодившего в советскую столовую. Интересна и наша реальность эпохи застоя глазами фрукта, и то, как к фрукту отнеслись, собственно, в столовой.
Книга — путеводитель по Москве того времени — писалась Шлёгелем для себя самого.
«Я делал эти заметки, желая сориентироваться на чужой местности».
В результате получилось увлекательное и главное поступательное, чем дальше, тем все более въедливое, повествование о том, как иностранец «постигает Москву». Шлёгель изучает архитектуру, бродит по улицам, садится на скамейку на бульваре, посещает музеи, театры, выставки, консерваторию. Он вчитывается в вывески на домах, словно бы пытаясь за такими простыми словами «Русский Лён», «Океан», «Дары Природы» разглядеть другой тайный восхитительный смысл. И произносит загадочную фразу:
"Если кто-то видит иное, то, конечно, потому, что он видит иначе".
И пускай кругом много грубых, хмурых, небогатых, придавленных людей. Шлегель радуется коллективистскому братству спортсменов, противопоставляя их экзистенциальным одиночкам — нью-йоркским бегунам. Его вдохновляет стиль и метод русской баньки. Его влекут дворики и дворники, окраины, подворотни, бабки, милиционеры, подавальщицы. Он чувствует себя гомо советикусом, неся на вытянутых руках трехлитровую банку, полную до краев золотистым разливным пивом. Пиво цвета счастья. Выпил до дна, и улетел обратно, в Западный Берлин.
19.08.2011, 09:17