18+

Главная » Новости » Экономика » Катится, катится зерновой вагон…

Катится, катится зерновой вагон…

Согласно программе третьего этапа реформирования ОАО «РЖД», проведенного в 2006-2010 годах, весь подвижный состав для осуществления грузовых перевозок передан частным компаниям. Сделано это в надежде снизить монопольные тарифы и повысить качество обслуживания с помощью главного инструмента экономики – конкуренции. Однако, как это часто бывает, гладко было на бумаге… С «оврагами» столкнулось огромное количество клиентов грузоперевозящих компаний, в один момент им просто перестали поставлять вагоны по поданным заявкам.

Ситуация стала настолько острой, что некоторые предприятия вынуждены были останавливать производство и отправлять сотрудников по домам и, что более всего неприятно, разрывать контракты в связи с невозможностью поставить вовремя свой товар.

Поэтому в середине ноября Волгоградская торгово-промышленная палата организовала круглый стол с представителями ОАО «РЖД», частных грузоперевозящих компаний, депутатами областного заксобрания, представителями областной администрации, прокуратуры, Россельхознадзора и бизнесменами, не имеющими возможности отправить свои грузы.

Разговор с самого начала обещал стать напряженным. И обещание это не обманулось. Чтобы лучше всего изложить позиции сторон, представим общение в виде судебного процесса с защитой, обвинениями и судьей. Кстати, о судье. Председатель областной Думы Владимир Ефимов обещал Президенту Волгоградской ТПП Александру Белицкому, что все предложения и резолюции, выработанные на круглом столе, будут переданы лично в руки вице-премьеру Правительства РФ Виктору Зубкову. Уровень, вполне подходящий для решения таких межотраслевых споров.

Итак, на стороне обвинения выступали представители делового сообщества региона. Их претензии к владельцам подвижного состава были просты и незатейливы – где вагоны? В дополнение к этому выкладывалось большое количество сопутствующих проблем, которые появлялись в связи с отсутствием вагонов и невозможностью вывезти продукцию – разорванные контракты, просроченные сертификаты соответствия, невыплаченная зарплата, остановленное производство.

Генеральный директор ООО «Волгоградский комбикормовый завод» Ольга Королькова, чья экономическая безопасность была поставлена под угрозу сложившейся ситуацией, даже подготовила большой доклад по истории вопроса и нормативно-правовой базе с претензиями и остро поставленными тезисами.

- В октябре нам отказано в поставке 30 вагонов. Не отправлено 18 тысяч тонн зерна. Я плачу штрафы за неисполненный договор. Что делать? Мне остается лишь закрыть свое предприятие. Выиграет ли от этого область? Выиграете ли от этого вы, потеряв еще одного своего клиента?

Особую озабоченность высказывали компании-операторы элеваторов и зерновые трейдеры. Переполнение зернохранилищ достигает таких масштабов, что уже просушенное зерно приходится вывозить, чтобы освободить место для новых партий от фермеров. Этот бессмысленный круговорот урожая создает дополнительную транспортную нагрузку, а расходы, конечно, ложатся на плечи элеваторов и, в конечном счете, стоимость их услуг вырастет, что лишь подстегнет локальную инфляцию.

Кроме того, владельцы подвижного состава все же не прониклись идеями конкурентности и не только не снизили тарифы, а наоборот увеличили. Подчас цена перевозки продукции равна стоимости самой продукции. В этом случае смысла обращаться к железной дороге нет. Со стороны товаропроизводителей все отчетливей звучат мнения о наступившем транспортном коллапсе в железнодорожных перевозках.

Управление развития предпринимательства совместно с Комитетом экономики обладминистрации, естественно, выступили на стороне пострадавших предпринимателей. Имея солидный административный ресурс, они старались нивелировать негативные последствия для потерявших контракты предприятий. К примеру, используя материалы Волгоградстата, специалисты Комитета экономики выявили тенденцию к уменьшению роста грузооборота на железнодорожном транспорте чуть более чем на 3% на фоне общего увеличения этого показателя по другим видам транспорта от 11,7% на трубопроводном до 24,4 на автомобильном транспорте. Специалисты Комитета подготовили ряд предложений, которые, в конечном счете, должны войти в итоговую резолюцию круглого стола и способствовать решению сложившейся ситуации.

Управление Россельхознадзора по Волгоградской области тоже не осталось в стороне.

- С нашей стороны нет и не было задержек. Наши сотрудники круглосуточно дежурят и сертификаты о прохождении фитосанитарного контроля можно получить всегда, - заявил начальник регионального отдела Орест Пилавов.

Находившиеся в глухой защите представители грузоперевозящих компаний предложили не сгущать краски. По их мнению, подобная проблема существовала и раньше, но не так сильно выпячивалась, поскольку решение находили достаточно быстро. Но сегодня все немного иначе.

Первыми взяли слово владельцы путей – ОАО «РЖД». При передаче подвижного состава частным компаниям стояла задача создания конкурентоспособного рынка перевозчиков. Теперь операторы – область нерегулируемая, соответственно у каждого своя логистика. Движение поездов и подача вагонов заявителям происходит по весьма замысловатой схеме. К примеру, если раньше какой-либо завод региона загружал вагоны и отправлял своим клиентам, то потом эти же вагоны и возвращались к нему. Теперь же вместо отправленных, на завод идут вагоны с любого конца страны. Соответственно, нагрузка на инфраструктуру значительно увеличивается.

Затем в свою защиту высказался один из основных «обвиняемых» – заместитель директора Саратовского филиала ЗАО «РусАгроТранс» Станислав Шаповалов. Он уверен, что проблема эта вызвана одним лишь ажиотажным спросом на зерновые перевозки внутри страны и через два-три месяца никто и не вспомнит об этом.

- У нас на балансе находится 22 тысячи зерновозов и лишь в сентябре этого года мы столкнулись с нехваткой вагонов. Помните, в прошлом году закрыли экспорт зерна? Наш подвижный состав простаивал, и мы вынуждены были отдать часть вагонов в аренду. В этом году мало того, что открыли экспорт, так еще и хлеборобы собрали очень хороший урожай. Мы стали получать большое количество заявок на перевозку зерна, которых в итоге накопилось на 50 тысяч вагонов, а у нас, как я уже сказал, только 22 тысячи. Мы при всем желании не можем выполнить все заявки. Но и это еще не все. В связи с тем же ажиотажем на пунктах разгрузки скопилось огромное количество вагонов, так как хранилища в портах или других перевалочных логистических центрах заполнены. Вагоны и зерно в них простаивают, хотя по плану они уже должны были вернуться обратно за новой партией груза. Это создает дополнительный дефицит специального подвижного состава.

Промежуточным рефери стал заместитель прокурора Волгоградской транспортной прокуратуры Дмитрий Варламов.

- Более всего эти проблемы, конечно, относятся к компетенции УФАС. Но и к нам постоянно поступают претензии от компаний. Мы считаем, что решение проблемы – изменение законодательства на федеральном уровне. Сейчас отношения, по которым возникает столько конфликтных ситуаций, не регламентированы законами, а заключаются в нарушении договоров между хозяйствующими субъектами.

Очевидно, что такого рода проблемы нельзя решить, проведя один лишь круглый стол. У каждой стороны свои резоны и объяснения, каждый тянет одеяло на себя. Но, тем не менее, такие собрания помогают если не сблизить позиции, то хотя бы оговорить направления, по которым можно будет начать сближение. В любом случае, резолюция круглого стола с плачем клиентов железнодорожных перевозчиков ушла по намеченному пути. Стоит надеяться, что Станислав Шаповалов прав и все дело в ажиотаже, иначе, с системной проблемой, появившейся вследствие неправильно спроектированной или неверно реализованной реформой ОАО «РЖД», бороться будет гораздо труднее.

Центр рекламы и связей с общественностью Волгоградской ТПП

17.11.2011, 13:11

Последние новости